ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Всем нам знакомо состояние стресса, которое у многих ассоциируется с современной жизнью. Вам тоже кажется, что раньше, допустим, еще 20-30 лет назад, жизнь была более размеренной и количество стресса, который за день испытывал человек, было во много раз меньше, чем сейчас. Возможно, это связано с развитием технологий и скоростью потока информации, которую человек вынужден обрабатывать каждый день. Предлагаю разобраться в вопросах стресса в профессиональной деятельности и способах его преодоления.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС?

Стресс — это физиологическая реакция организма на сильные внешние или внутренние воздействия. Его нельзя назвать просто эмоциональным состоянием – тревогой или волнением от напряжения, это комплексная реакция. Например, вы не раз замечали, как во время стресса у вас сбивается дыхание, сердце бьется быстро и кажется, вот-вот выпрыгнет из груди, потеют ладони, появляется невероятная сила (прилив адреналина и других гормонов) или наоборот, ноги становятся «ватными» — это и есть комплексная психофизиологическая реакция всего организма.

Стресс бывает разным, иногда он даже полезен, ведь мобилизуются все ваши ресурсы – физические, эмоциональные, интеллектуальные, и вы узнаете, что способны на большее, чем думали. Но сейчас речь пойдет о негативном типе стресса – дистрессе, с которым организм не в силах справиться и быстро восстановиться. Реакцией на длительный дистресс становится синдром «эмоционального выгорания».

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Обычно в общественном сознании, в фильмах и в книгах работу с людьми описывают в положительном ключе, что это очень интересно, познавательно, и общение приносит только удовольствие. На самом деле, именно эта работа самая психологически «небезопасная». Речь идет в первую очередь о людях помогающих профессий – о врачах, спасателях, психологах, учителях, педагогах, а также о сотрудниках отделов продаж и служб клиентской поддержки.

Пять причин психологической «небезопасности» работы с людьми:

  • высокие требования;
  • высокий уровень ответственности или заинтересованности (финансовой);
  • большая эмоциональная нагрузка;
  • часто приходится сталкиваться с чужими сильными эмоциями (злость, страх);
  • большой уровень профессионального стресса.

Эмоциональное выгорание — это психологическое состояние здорового человека, который во время работы находится в постоянном насыщенном и тесном общении с пациентами или клиентами в эмоционально накаленной обстановке. Признаки: физическое и эмоциональное истощение, развитие негативной самооценки, негативного отношения к работе и потеря понимания и сочувствия по отношению к людям.

3 фактора эмоционального выгорания:
  • эмоциональное истощение (просыпаясь утром кажется, что вы уже устали и ничего не хотите, постоянное чувство усталости постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к работе);
  • деперсонализация (появляется негативное отношение к пациентам и клиентам);
  • обесценивание своих достижений и собственного достоинства (не хочется брать на себя работу, с которой раньше справлялись, желание переложить ответственность на других).

Как протекает синдром эмоционального выгорания?

  1. Приглушаются эмоции, пропадает острота ощущений и переживаний.
  2. Начинают раздражать люди, с которыми приходится работать.
  3. Появляется неприязнь к коллегам.
  4. Непонимание и игнорирование причины своей раздражительности.
  5. Полное «выгорание» специалиста.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить некоторую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным вознаграждением, появляются первые симптомы. Известно, что чем выше ожидания, тем больше разочарование.

Далее меняется отношение к работе – от положительного до нейтрального, потом к негативному. Происходит обезличивание отношений, люди перестают восприниматься как отдельные люди – пациент Иванов с диагнозом N воспринимается как часть общей массы пациентов, которые вызывают раздражение. Все это может привести к потере гуманности и и человечности в отношениях с любыми людьми (даже с семьей), что  ставит под угрозу личностное развитие человека.

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ

Мысли, чувства, действия, интеллектуальные и поведенческие способы справиться со стрессом психологи называю копинг-поведением. Психологическое назначение копинга – адаптировать человека в новой ситуации, смягчить условия, избежать или привыкнуть к ней, уменьшить действие стрессовой ситуации в целом.

Эффективность копинг-поведения: можно считать его успешным, когда ситуация теряет свою значимость как стресс-фактор, и тем самым освобождает энергию для решения других задач, когда снижается тревожность, раздражительность, пропадают психосоматические проявления.

Реакции человека на стресс могут быть осознанными и неосознанными. К неосознанным реакциям копинга относятся психологические защиты.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ:

В процессе развития человек вырабатывает их для того, чтобы защититься и не допускать попадание угрожающих раздражителей в сознание.

1) вытеснение (мысли и воспоминания, которые вызывают страх, вытесняются в бессознательное);

2) идентификация (решение конфликта путем принятия ценностей и мировоззрения другого человека);

3) отрицание (травматическая реальность не воспринимается как таковая);

4) рационализация (объяснение проблем, связанных с появлением чувства страха, чтобы снизить воздействие негативных эмоций);

5) регрессия (переход на более раннюю ступень развития психической организации);

6) сублимация (трансформация негативной энергии в конструктивную сферу и деятельность).

Основной репертуар способов психологического преодоления:

1) реальное (поведенческое или интеллектуальное) решение проблемы;

2) поиск социальной поддержки;

3) трактование ситуации в свою пользу;

4) защита и отрицание проблем;

5) избегание;

6) сочувствие себе;

7) снижение самооценки;

8) эмоциональная экспрессия.

Как думаете, какие из них эффективны? А какие чаще всего используете вы? Исследователи относят к непродуктивному копингу стратегии избегания и отрицания, связанные с невозможностью справиться с проблемной ситуацией.

КАК СПРАВИТЬСЯ С РАБОЧИМ СТРЕССОМ?

Устраивайте на работе часы разрядки, обсуждения с коллегами, придумывайте игровые способы решения проблем, ведь они у вас общие. Чтобы самостоятельно бороться с ежедневным профессиональным стрессом необходимо пересмотреть, насколько эффективны ваши психологические защиты и способы преодоления стрессовых нагрузок, при необходимости выработать новые. В этом может помочь консультация психолога или групповая психотерапия, ведь только в контакте с другим человеком или группой можно заметить свои эмоциональные реакции и способы поведения.

Подробную инструкцию, как уменьшить количество стресса простыми способами, вы найдете в статье «Как справиться со стрессом. 9 советов психолога» по ссылке. Можно придерживайтесь рекомендаций психолога по борьбе со стрессом, а лучше разработать свои собственные.

РАБОТА СО СТРЕССОМ

Длительное влияние стресса лишает человека радости, удовольствия, работоспособности и вредит эмоциональному и физическому здоровью. Постоянный профессиональный стресс ведет к формированию синдрома «эмоционального выгорания», последствия которого могут стать необратимыми. Полученная вовремя помощь и поддержка психолога крайне важна, записаться на консультацию хорошего психолога по skype: irina.krizhanovskaya или в Москве по телефону +7(958)817-84-11